
Конечно же,
были и до него замечательные исполнители своих стихов под свою же музыку – А.Н.
Вертинский, которого А. Галич называл «родоначальником русского шансоньерства»,
а Окуджава - «основателем жанра современной авторской песни».
Сам А.Галич тоже был одним из ярчайших авторов-исполнителей, начинателей этого
жанра. И всё-таки, основателем, родоначальником авторской песни все единодушно
признают Булата Окуджаву. В.С.Высоцкий родоначальником
жанра авторской песни, городского романса тоже называл Окуджаву.
Окуджава
известен не только как исполнитель своих песен, но и как автор повестей и
рассказов, человек, проживший большую и сложную жизнь и спустя много лет после
войны оставивший в своих стихах поразительные по психологической точности
воспоминания о ней.
Булат
Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков,
приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Москву. Его отец Шалва Степанович
был грузином, а мама Ашхен Степановна Налбандян – армянкой, и родственницей
известного армянского поэта Ваана Терьяна. Вскоре после рождения Булата его
отец был отправлен на Кавказ в качестве комиссара грузинской дивизии, а мама
осталась в Москве.
Детство
Булата прошло в Москве, где его семье были выделены две комнаты в коммунальной
квартире дома 43 на Арбате. Квартира на 4-м этаже, средних размеров по
коммунальным масштабам, всего пять соседей.
Булат был
старшим из двух сыновей. Дома родители говорили с сыновьями по-русски, часто
водили их на оперу и концерты, Булат с юных лет знал репертуар оперного театра,
и рано начал сам писать стихи и прозу.
Булат
Шалвович рассказывал о себе: «Я закончил девятый класс, когда началась война.
Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый
день наведывались в военкомат. Им отказывали, мотивируя слишком юным возрастом.
Длилось так полгода. Наконец, надломленный нашим упорством, капитан не выдержал
и сказал: «Пишите свои повестки себе
сами. У меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их
по домам, он – ко мне, а я – к нему».
Самым тяжёлым и страшным днём своей жизни
Окуджава называл первый день на передовой. Когда он, семнадцатилетний, вдруг
осознал всю слабость и уязвимость человека. И когда до него дошло, что жизнь
человека, оказывается, ничего не стоит, всё в нём взбунтовалось, и дальнейшую
жизнь он посвятил тому, чтобы спорить и доказать, что человеческая жизнь – это
самое – самое главное!
Говорить о
войне, как большинство фронтовиков, он избегал и с ветеранами общался крайне
редко. С однополчанами он встречался всего дважды в жизни – в 1950 и 1970 годы,
и оба раза с большим трудом находил темы для разговоров. Он избегал петь на
концертах песни военной тематики.
Булат
Окуджава вспоминал: « На войну пошел не из жажды приключений, а воевать с
фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтиком тоже.
Романтизм скоро, буквально через несколько дней улетучился: оказалось, война – это
тяжелая кровавая работа.
Спустя
много лет поэт вспоминал:
«Когда я отправился на фронт, во мне бушевала
страсть защищать, участвовать, быть полезным. Это был юношеский романтизм
человека, не обременённого заботами, семьёй. На фронте были свои достоинства,
какая-то раскованность, возможность сказать правду в лицо, себя проявить, было
какое-то братство. Война учила мужеству»
На фронте сформировались его представления о добре и
зле, о чести и бесчестии, оттуда он вынес не остывающую ненависть к кровопролитию,
жестокости, милитаристской романтике, демагогии и казенной лжи, там, под огнем,
научился по-настоящему ценить жизнь.
О том, что
на войне были его главные жизненные университеты, Окуджава говорил не раз.
Говорил в 1962 году, в начале литературного пути, когда еще числился в
«молодых»: «У меня большинство
стихотворений и песен – военного плана, и это объясняется прежде всего тем, что
семнадцати лет из 9 класса ушел на фронт. И это было очень страшно. Очень
страшно. И тогда стихов не писал. А стихи я стал писать значительно позже. Мои
воспоминания шли за мной по пятам и идут. И почему-то у меня всё время - до сих
пор - появляются военные стихи и военные песни».
В 1961 году
Окуджава уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творчеству.
Перед тем,
как его должны были представить публике,
он попросил: «Только не говорите, что это песни. Это стихи».
А ещё он
говорил: «Я не знаю, что такое — бард.
Для меня все равно в первую очередь существуют стихи, и я могу рассуждать
только о поэзии лишь потом — обо всем остальном… Повторю, для меня существует
Поэт, читающий свои стихи и напевающий их...»
В 1992,
когда ему было уже под 70 Окуджава скажет: «Война коснулась меня, когда мне
было 17 лет, и она глубоко засела во мне. И конечно, я всё под впечатлением
остаюсь до сих пор, хотя прошло полвека»
Окуджава
как-то заметил: «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Она
выветрила из меня навсегда те осколки романтики, которые во мне сидели. Я
увидел, что война-это суровое, жестокое единоборство, и радость побед у меня
постоянно перемешана с горечью потерь, очевидцем которых я был».
Песни
Окуджавы начали звучать в кино. На его стихи писали музыку профессиональные
композиторы. Песня на стихи Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» быстро стала
невероятно популярной. А самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с
Исааком Шварцем, результатом которого стали песни «Капли Датского короля»,
«Ваше благородие», «Песня кавалергарда», «Дорожная песня», песни к телефильму
«Соломенная шляпка» и многие другие произведения .Всенародную славу Окуджаве
принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая
песня поэта, в которой звучат знаменитые строки: «… И значит нам нужна одна
победа, одна на всех – мы за ценой не постоим!» Когда Окуджава пришёл на
киностудию, рядом с режиссёром он увидел знаменитого композитора Альфреда
Шнитке. Окуджава извинился, сказал, что он не музыкант, но
свои стихи ему проще исполнять под музыку. А после исполнения песни, Шнитке
похвалил автора за мелодию и посоветовал использовать именно её. Эта песня не
только украсила, сделала более достоверной сцену встречи фронтовых друзей, но и
сама стала одним из главных действующих лиц фильма.
В 1990-х
годах работы Окуджавы были отмечены большим количеством премий и наград. В 1990
году Норвический университет в США присвоил Окуджаве почетную степень Доктора
гуманитарных наук, в 1991 году ему была присуждена Государственная премия СССР,
и в этом же году он получил премию от независимой писательской ассоциации
«Апрель» «За мужество в литературе» имени Сахарова.
В 1994 году
за биографический роман «Упраздненный театр», написанный годом ранее, Булат
Шалвович получил Букеровскую премию в номинации «Лучший роман года на русском
языке». В этом же году Окуджава сам вошел в Комиссию по Государственным премиям
РФ.
В эти годы
Булат Шалвович часто выступал с концертами в Москве, Санкт-Петербурге, США,
Германии и Израиле. В 1997 году в журнале «Новый мир» были опубликованы
«Автобиографические анекдоты» Булата Окуджавы, и это была его последняя
прижизненная публикация прозы. За несколько месяцев до смерти Окуджава пережил
трагическую гибель своего старшего сына Игоря.
Любовь, разлука,
надежда, война, Москва, старый Арбат – вот темы его стихов и песен. Окуджаве
верили, его голос мог поднять зал.
В 1997 году
своё 73-летие и День победы Окуджава решил встретить в германии со своими
немецкими друзьями. «Я рад, что между нашими народами вражды больше не
существует», - без всякого пафоса заметил писатель-фронтовик.
А потом был
Париж… И газеты сообщили, что 12 июня 1997 года под Парижем в военном госпитале
скончался Булат Окуджава. А ведь он когда-то написал:
Париж для
того, чтоб ходить по нему,
Глядеть на
него, изумляться,
Грозящему
бездной концу своему
Не верить и
жить не бояться.
У него было
удивительное лицо: по-детски доверчивые глаза презрительные, насмешливые губы.
В глазах отражался поэт, каким он был задуман, чистым, возвышенным и
романтичным. Над жесткими складками у рта потрудились люди и годы. Так
соединились в его стихах и мелодиях неповторимые интонации голоса и те
несоединимые черты: беспечность и страдание, наивность и тоска, беззащитность и
мудрость...
Это то
немногое, что можно успеть рассказать о поэте и писателе за час с небольшим. Народный
музыкально-драматический театр «Поиск» постарался за короткое время рассказать
целую жизнь Булата Шалвовича на вечере –встрече, который назывался символично:
«Я ранен войной на всю жизнь», который прошёл 4 мая в малом зале ДК им. Ногина.
Режиссёр Татьяна Санникова и актёры Андрей Хлимоненков, Татьяна Попова и Андрей
Санников вели негромкий разговор со зрителем – читали стихи и прозу, пели песни
знаменитого поэта и барда.
Зритель пришёл на удивление чуткий и внимательный. В
зале было много молодых людей, пришёл целый взвод молодых солдат – ребята очень
внимательно слушали рассказ о поэте и писателе, его песни в исполнении актёров
театра. Были и пожилые люди, те, кому особенно близка лирика и военная тематика
Окуджавы. После окончания вечера зрители долго не расходились – песни, стихи,
проза Булата Шалвовича – тема для большого разговора и хотелось многое
обсудить. И, конечно же, писали отзывы. Вот некоторые из них:
«Выражаем
искреннюю сердечную благодарность народному театру «Поиск» за теплоту,
профессионализм в постановке и ведении встречи о творчестве Булата Окуджавы.
Получили большую радость. Елкова Евгения Фёдоровна и Храпкова Маша»
«Большое
спасибо за новую страницу в творчестве Б. Окуджавы. За актёрское мастерство, за
эмоциональное пробуждение наших душ и прекрасное музыкальное сопровождение. Творческих
успехов в работе «Поиска» С уважением ,Павлова»
«Большое
спасибо театру «Поиск» за то что замечательного поэта Булата Окуджаву, его
замечательные стихи и песни и приобщаете других. Успехов, здоровья,
вдохновения. Куприянова Анна.»
Очень бы
хотелось рассказать о Булате Шалвовиче Окуджаве как можно большему числу людей,
особенно молодых. Скорее всего,вечер-встреча будет ещё повторяться, ведь 90-летие
поэта длится не один день.Следите за афишами ,приходите и окунитесь в
удивительный мир лирики, доброты, чести и достоинства поэзии и прозы,
воспоминаний нашего великого соотечественника – Булата Окуджавы.

